В Русском музее раскроют тайны «Последнего дня Помпеи»

Как современные технологии помогают в работе музеев и отразится ли это на судьбе мировых шедевров - в материале Города+
19:03 вт, 24 июля, 2018

В Русском музее картину «Последний день Помпеи» начали изучать при помощи новейших технологий - инфракрасных камер и портативных спектрометров. Это помогло специалистам понять, как первоначальный замысел Карла Брюллова отличался от шедевра, который видят сегодня посетители музея. Каким образом современные технологии влияют на искусство, почему реставрация станет более точной и какую «скорую помощь» петербургский музей готов оказать коллегам в провинции – в материале Города+.


Изучать знаменитую работу художника начали во вторник, 24 июля, пока в музее выходной. В зале №14 перед шедевром специалисты разложили сложную аппаратуру. Кстати, это первое исследование картины с использованием современных технологий, ранее ее реставрировали в начале 2000-х. Тогда специалисты расчистили старый лак и полностью продублировали изображение, в результате оно заиграло своими красками. Теперь же, благодаря современным технологиям, музейщикам удалось взглянуть на историю полотна с другого ракурса. Например, выяснилось, что изначально Брюллов задумывал несколько другой сюжет. 

«По первым данным уже сейчас заметны змеи внизу картины, которых нет на видимом изображении. Художник проложил одну композицию, но потом изменил ее. Мы видим, что изначально существовало в воображении живописца и его мыслях», - рассказал заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро.

Узнать эту деталь удалось благодаря инфракрасной камере. По аналогии с фотоаппаратом она делает кадр, только не в видимой области спектра, а в инфракрасной. Свет проникает через верхние слои красочного слоя и, отражаясь через нижние, выходит обратно наружу и попадает в камеру в определенном диапазоне. Это исследование относится к неразрушающим методам: специалисты не вмешиваются в структуру полотна и не берут пробы.

«Такие детали мы не считаем находками, для нас это рабочий материал. В каждой картине можно обнаружить что-то невидимое глазом - то, что посетители никогда не заметят. В данном случае это авторские правки живописного слоя. Также у нас есть возможность увидеть и подготовительный рисунок на картине», - отмечает ведущий инженер отдела технологических исследований Русского музея Вячеслав Торопов.

По словам специалиста, интересен не только изначальный набросок, но и состав красок. Его помогает определить портативный анализатор, который быстро, буквально за минуту, может установить, какие пигменты нанесены на полотно в исследуемой точке. Такой метод локализует места реставрационных работ, где пигменты более современные. В итоге именно эти сведения помогают специалистам составить методику и план рестоврации.  

Кроме того, современные технологии, уверены эксперты, способны найти не только детали в уже имеющихся картинах, но и определить авторов даже безымянных полотен. При подготовке каталога неизвестных художников специалисты отдела технологических исследований обнаружили новые работы кисти Макарова, Тропинина, Айвазовского. В процессе анализа пигментов и низлежащего изображения выявляют и подделки.

Кстати, новые подходы найдены не только в исследовании живописи, но и скульптуры. Так, с помощью видеоскопов узнают, в каком на самом деле она состоянии. Камера, встроенная в сверхтонкий зонд с возможностью поворота, может проникать всюду. Эта технология широко используются в авиации, атомной промышленности, а теперь стала применяться еще и в искусстве. Так, фото и видеосъемка изнутри статуи подсказывает реставраторам, какие повреждения или детали они упускают при обычном осмотре.

Мобильная лаборатория

Все аппараты, которые исследуют картину «Последний день Помпеи» компактны: любой из них можно перенести в соседний зал, на другой этаж, на строительные леса или перевезти в другое здание. Однако не все они принадлежат Русскому музею. Учреждение сотрудничает с научными организациями, университетами ИТМО и ЛЭТИ, коммерческими фирмами, которые предоставляют своих специалистов и аппаратуру для сложных исследований. Такие связи и возможности изучать свои фонды, увы, есть далеко не у всех музеев страны.

Так в прошлом году на коллегии министерства культуры было принято решение о создании в стране первой мобильной лаборатории на базе Русского музея. Такое подразделение могло бы работать не только с форматными картинами, но и действовать как «скорая помощь» для провинциальных музеев, а также осматривать церкви и здания, которые находятся в плохом состоянии.

«Министерство культуры пока не профинансировало проект, но мы уже подготовили и сдали техническое задание. В сумму порядка 80 миллионов рублей входит стоимость подготовленного автомобиля и полного комплекса аппаратуры для исследований не только живописи и скульптуры, но и архитектуры. Предполагалось, что это будет подразделение музея, которое сможет оказывать услуги министерству, музеям Северо-Запада и КГИОП», - рассказал Сергей Сирро.

По задумке, лаборатории смогли бы еще и контролировать наболевший вопрос - качество реставрационных работ. Таким образом современные технологии на всех этапах помогут определить, где остались фрески, лепнина, в каком состояние находится фундамент, где кирпичная кладка уже современная, а где – историческая.

«Если бы в Изборскую крепость приехала такая мобильная лаборатория, то можно было бы определить, из чего делаются стены: используются известковый раствор или белый цемент, который через год рассыпается. Отследить на глаз качество материалов сложно, а с помощью такой аппаратуры - задача на полчаса. И не возникали бы ситуации, когда деньги потрачены, реставрация закончилась, а здание в аварийном состоянии», - отметил Сергей Сирро.

Однако разработка этого проекта пока приостановлена, что вызывает беспокойство у специалистов Русского музея. Здесь уверены, появись такая лаборатория в России, она простаивать не будет. Музейщики приводят в пример опыт Европы, где много подобных подразделений и выстраивается очередь на работу мобильных бригад экспертов. Тем более, что в России не меньше памятников и храмов, которые расположены в разных уголках страны.

 

Фото: Е. Степанов/Город+
Текст: Р. Ильясова/Город+
Поделиться в соцсетях