В Петербурге команда художников HoodGraff нарисовала новый портрет главного тренера сборной России по футболу Станислава Черчесова взамен старого, испорченного. Правда, украшать стену трансформаторной подстанции в Петроградском районе он будет недолго – до 1 ноября, потом граффити закрасят, как и многие другие подобные работы, например, портрет Есенина на Греческом проспекте. О том, почему это происходит, как к петербургским граффитистам относятся горожане и есть ли возможность развязать художникам руки - в материале Города+.
Когда на стене трансформаторной подстанции во дворе дома 6 «А» на Введенской улице появился портрет Черчесова с надписью «Ты просто космос, Стас», сюда, чтобы сфотографироваться с тренером сборной России по футболу, стали подтягиваться как рядовые петербуржцы, так и туристы. На волне футбольной лихорадки место стало популярным. Этому поспособствовал и лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров, выложивший в интернет селфи с портретом Станислава Саламовича.
Но, как оказалось, радовались не все. Недовольный петербуржец 21 июля написал жалобу на портал «Наш Санкт-Петербург» с надписью: «Закрасьте поскорее, а то стыдно за местный стрит-арт». К обращению он прикрепил фото, снятое как раз в тот момент, когда Шнуров вместе с художниками HoodGraff делали селфи на фоне Черчесова. Запрос поступил в администрацию Петроградского района, а оттуда – в компанию «Ленэнерго», которая является собственником подстанции. Тогда проблема временно решилась сама собой: неизвестные испортили граффити, и команда HoodGraff закрасила его серой краской, оставив надпись «До завтра». В этот же день на портале «Наш Петербург» появилась новая жалоба, где автор, ссылаясь на закон о благоустройстве города, написал, что стена должна быть желтой. Место пустовало недолго, сейчас портрет Черчесова восстановлен, и к нему снова стекаются туристы.
«Мы благодарны сборной России по футболу и, в частности, Черчесову, поэтому решили просто его перерисовать», - рассказал руководитель проекта HoodGraff Артем Бурж. Он объяснил, что история с недовольными горожанами не нова. Сейчас художникам нужна помощь городских властей, чтобы иметь возможность нести творчество в массы. Для этого они хотят объединить силы с копанием «Ленэнерго», на объектах которой частенько появляются работы арт-команды.
Чтобы выяснить отношение горожан к творчеству граффитистов, корреспондент Города+ пообщался с прохожими. Большинство радуются возвращению Черчесова на Введенскую улицу и не понимают, зачем нужно закрашивать такие работы. «Мы специально сюда пришли с площади Ленина, чтобы посмотреть на это граффити. Такая качественная работа – только украшение города», - считает пенсионерка Наталья Глухова.
Особенно художников поддерживает петербургская молодежь, которая хочет и дальше видеть качественные граффити на городских стенах. Главное, чтобы это было красиво. «Конкретно к этому граффити отношусь позитивно. Это не какая-то мазня. Оно сделано качественно. Это память останется тренеру Черчесову, его заслуге - тому, что мы дошли до 1/4 финала на Чемпионате мира», - говорит студент ИТМО Александр Яковлев.
«Красивое памятное граффити. Оно подойдет вместо памятника. Это обычная ничем не примечательная коробка, но так украсила местность», - сказал студент Глеб Васильев
Петербуржцы полюбили творчество граффитистов, они уверены, что их творчество лишь украшает дворы. «Здесь столько любителей футбола фотографируется, даже иностранцы приходят. Жалко, что все зарисовывают и портят», - сетует жительница Татьяна Ялымова.
Правда с таким мнением согласны не все, некоторые полагают, что менять облик города к лучшему нужно другим способом. «Я считаю, что граффити не всегда удачно вписывается в классический облик Петербурга. Лучше бы реставрировали исторические здания, чем рисовали рядом с ними красками на стене», - считает Анастасия Захарова.
И в администрации Петроградского района, и в «Ленэнерго» объяснили, что ничего не имеют против творчества петербургских граффитистов, но законодательство нельзя игнорировать.
«Есть федеральный закон, как должны выглядеть стратегические объекты, в частности, трансформаторные подстанции, на которых и рисуют художники. Законодательно прописан цвет этих объектов, их маркировка и так далее. Получается, что рисунок нарушает правила, и если мы не исправляем это, то несем штрафные санкции. Хотя, стоит отметить, что граффитисты, рисуя на подстанциях, не закрашивают необходимую для потребителей информацию. Мы не против того, чтобы такие граффити были, за исключением случаев вандализма, то есть когда кто-то карябает неприличное слово», - комментирует пресс-секретарь ПАО «Ленэнерго» Юлия Зарубина.
Сейчас электросетевая компания вместе с командой HoodGraff ищут способ, который позволит и соблюсти законодательство, и сохранить красивые граффити. «Мы с ними сотрудничаем, обсуждаем дальнейшие планы, думаем, как решить вопрос. Буквально вчера поднимали эту тему. У нас есть некоторые планы, но пока их рано раскрывать», - добавляет Зарубина.
Сами художники хотят, чтобы им просто не мешали. У них есть свои предложения по решению проблемы, нет только рычагов воздействия.
«Я придумал, как с помощью городских художников украшать места, которые находятся в надлежащем состоянии. Это отличное решение. Для Смольного оно незатратное, и город получит высококачественное граффити. Конечно, можно заранее обговорить, что нельзя рисовать, например, темы насилия, наркомании. Сделать это просто, главное, чтобы нас поддержали городские власти, и все было легально», - говорит Артем Бурж.
Тем временем в Законодательном собрании тоже заинтересовались этим вопросом. Например, городской парламентарий Денис Четырбок сейчас консультируется с юристами, чтобы понять, как развязать художникам руки и не испортить облик Петербурга.
«Мы всегда говорим, что нужно дать свободу самовыражения молодым людям. Если такая форма есть, если она востребована, то, конечно, нужно идти не по пути запретов и штрафов, а по пути какого-то регулирования. С другой стороны, Петербург – особый город, культурная столица со своими традициями, в том числе, в части охраны объектов в историческом центре города. Поэтому сплошной вседозволенности быть не может. Мировая практика идет по нескольким направлениям: первое – адресный перечень, где можно рисовать, второе – организация отдельной зоны, где устанавливаются специальные бетонные блоки для граффити. Я думаю, что искусственно созданная история никому не будет интересна. Третий способ – метод жесткого регулирования», - объясняет Четырбок.
Сам депутат придерживается первого варианта, которого, к слову, предлагал и граффитист Артем Бурж – отдать полузаброшенные городские объекты художникам. «Если юристы подтвердят наши полномочия в данном вопросе, то не исключено, что в ближайшее время мы предложим соответствующий законопроект», - говорит депутат.
Отметим, что на улицах Петербурга все еще можно встретить граффити с изображением Виктора Цоя, Владимира Высоцкого, Юрия Шевчука, Сергея Бодрова, Михаила Горшенева, Сергея Шнурова, Михаила Боярского и даже Чака Норриса.
Фото: andrey.badluev/Instagram, kristi.sh.spb/Instagram, alenyshka_ye/ Instagram, городской портал «Наш Санкт-Петербург», HoodGraff/ VK.com
Текст: Город+