Дворец Петра III: история в интерьерах и живописи

Об истории и реставрации исторического памятника - в материале Города+.
17:08 пт, 25 мая, 2018

Дворец Петра III, построенный в 1759 году известным архитектором Антонио Ринальди, восстановлен в его первозданном виде. На это ушло всего два года – это рекордные сроки для такого масштабного объема работ. Над проектом трудились около 100 специалистов. Теперь посетители могут увидеть шесть интерьеров, где отдыхал князь Петр Федорович. Об истории и реставрации исторического памятника - в материале Города+.


История дворца

Дворец никогда не был жилым. Это летний павильон на территории крепости, предназначавшийся для отдыха великого князя Петра III, который выстраивал здесь свою потешную крепость Петерштадт. Правление императора было недолгим - всего полгода. После его смерти из картинного зала была вывезена коллекция живописи, которая потом оказалась в Эрмитаже, Академии художеств и частных коллекциях. В скором времени павильон пришел в упадок, и в XIX веке было решено привести его в порядок. 

«В XIX веке благодаря воле великой княгини Елене Павловне, хозяйки Ораниенбаума, дворец был отреставрирован. Работы вел архитектор Георг Прейс. В 1880-е годы дворец открыл двери в обновленном виде. Это один из первых примеров реставрационного подхода в России конца XIX века, потому что основной идеей и концепцией была именно реставрация: сохранение паркетов Ринальди, сохранение лепного убранства. Но тогда несколько претерпела изменения цветовая гамма», - говорит хранитель дворца Петра III Глеб Седов.

В советское время, начиная с 1917 года, здесь находилось большое количество организаций, среди них - лесной кооператив и даже зоопарк. Во время Великой Отечественной войны во дворце жили люди, которые согревались здесь в суровые холода. Однажды в спальню Петра III попал неразорвавшийся снаряд, но здание пострадало не сильно. После войны его восстановили, и только в 1953 году дворец стал музеем. Этот статус он сохранил и сегодня. Однако в последние годы стало ясно, что зданию требуется масштабная реставрация. Специалисты приступили к работе в 2016 году.

Открытия во время реставрации 

Во время реставрационных работ во дворце было сделано несколько удивительных находок, отсылающих к ранней истории памятника. Среди них - живописный плафон в картинном зале работы Ганса Шмидта, который был затянут во время реставрации Георгом-Генрихом Прейсом в 1880-х годах, а также лаковые панели, которые заполняют пространство стен, откосов дверей и окон в помещениях дворца. Они созданы художником Федором Власовым в стиле шинуазри (использование мотивов и стилистических приёмов средневекового китайского искусства в европейской живописи). Но наряду с этим были и другие открытия.

«В кабинет и спальню перенесены живописные панно Ганса Шмидта, выполненные специально для дворца в Веймаре в 1880-х. Более 60 лет эти подлинные элементы отделки XIX века хранились в запасниках музея и не были известны широкому зрителю и большинству специалистов. Это произошло потому, что в советское время панно были демонтированы с формулировкой «не соответствующие эстетическому уровню памятника», - рассказывает хранитель дворца.

Восстановить все не удалось, но только потому, что музей придерживается консервативного подхода в работе с историческими памятниками. «Некоторые живописи не сохранились, поэтому пустые стены мы затянули обычным холстом, тонировав его в цвет авторского грунта. Также раму у одной из работ было принято не восстанавливать, поскольку она отличается от всех остальных, а придумывать нам здесь не хотелось. Отмечу, что во дворце Петра III мы бережно относились к восстановлению и практически ничего, что было полностью утрачено, не воссоздали, но оставили на всех стенах и потолках расчистки с цветом», - объясняет Глеб Седов.

Визитная карточка Ринальди

На восстановление памятника архитектуры эпохи рококо было потрачено почти 160 млн рублей. Изначально речь шла о сумме в 90 млн рублей, но во время работ потребовались дополнительные расходы.

«Мы добавили много своих средств. В результате 90 млн рублей было выделено Министерством культуры, и 68 млн рублей добавил ГМЗ «Петергоф». Все, что касалось экспозиций, реставрации музейных предметов - это все оплатил музей, - говорит директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. - Событие для нас знаковое, и реставрация сделана на высоком уровне. Это Ринальди, едва ли не самый петербургский архитектор из всех, которые у нас есть. И вот здесь, в этом дворце, в одном из помещений, появился тот самый уникальный, знаменитый орнамент, который называется цветок Ринальди и который с этого момента стал визитной карточной архитектора. Здесь это все начиналось».

Отметим, что на этом реставрация в Ораниенбауме не завершается. Музей уже получил одобрение от Минкульта на восстановление одного из самых красивых павильонов - Катальной горки. Сейчас стоимость работ оценивается примерно в 200 млн рублей.

Текст: А.Бортникова

Фото: Пресс-служба ГМЗ «Петергоф»

Поделиться в соцсетях