Фестиваль "Мастер-Фест": монолог Гамлета в "смирительной рубашке", разговор без слов и чудо с буквой "р"

С 21 по 26 сентября в Петербурге проходил Второй Фестиваль тетральных мастер-классов "Мастер-Фест". Город+ побывал на финальном показе, где участники удивляли приобретенными на тренингах навыками, и разбирался в секретах професси и театрального актера.
20:35 ср, 28 сентября, 2016

В понедельник, 26 сентября, завершил свою работу Второй Фестиваль театральных мастер-классов «Мастер-Фест». Город+ побывал на открытом финальном показе в  театре «Балтийский дом» и узнал секреты одной из самых загадочных профессий – профессии актёра. 

На афише у главного входа в театр «Балтийский дом» светится надпись «Сегодня спектаклей нет». Здание погружено в полнейшую тишину, такую, когда  отчетливо слышны звуки шагов этажом выше. И только аудитория под самой крышей наполнена жизнью: здесь играет музыка, по стене скользят черно-белые кадры – видеоотрывки, фотографии, а все места заполнены людьми в черных футболках и брюках. Кто-то быстро ходит по помещению босиком, готовясь к представлению, кто-то сидит на полу, поджав колени к подбородку, кто-то  устроился  на скамье, вооружившись ручкой и блокнотом.

Эти молодые люди – начинающие и опытные актеры, которые прибыли в Петербург специально для участия в «Мастер-Фесте». География участников обширна: Белоруссия, Литва, Саратов, Ярославль, Москва, Губкин, Королев и, конечно, Санкт-Петербург. Многие ребята уже участвовали в фестивале театральных мастер-классов в прошлом году и с радостью вернулись этой осенью. Чем же объяснить такую заинтересованность?

«Может быть, мы даже будем проводить фестиваль «Мастер-Фест» дважды в год, потому что потребность в этом  - огромная. Таких фестивалей в городе больше нет! Спустя год мы понимаем, что выходим на совершенно другой уровень – и в плане мастеров, и участников. Дело в том, что на фестивале мастера предлагают те методики, которые не преподают в театральных и творческих вузах. Это техники, которых там просто нет, они авторские, разработаны на основе опыта самих мастеров. Например, наша гостья из Москвы Ника Косенкова работает со словом, и на своем тренинге в рамках фестиваля  она за 15 минут поставила участнику букву «р» - это просто чудо!» - рассказывает организатор фестиваля, режиссер Театра Нового Зрителя «СИНТЕЗ» Андрей Эдуардович Лунин. 

Цель фестиваля «Мастер-Фест» - распространение и пропаганда уникальных методик театрального мастерства и тренинговых систем для молодых театров. Поучаствовать в фестивале мог любой желающий, обладающий хотя бы базовыми знаниями об актерском мастерстве - иметь профильное образование или богатый опыт на театральных подмостках для этого совсем не обязательно. Заявки принимались от трупп в количестве 5 человек и отдельных, индивидуальных участников. На финальном показе, завершающем фестиваль, невозможно определить, кто из ребят уже давно знаком и играет вместе, а кто прибыл сюда один – все сидят плечом к плечу, общаются, смеются, дают друг другу советы и делятся своими впечатлениями. 

Оказалось, что такой командный, даже «семейный» дух  в актерской среде – это не случайность. Мастер из Вильнюса – режиссер и педагог Литовской академии музыки и театра  Ольга Лапина – как раз в рамках фестиваля провела тренинг «Актерский ансамбль и артистическая индивидуальность». 

«Я считаю, что, с точки зрения технологии нашей профессии, командная работа просто необходима. Это больше, чем коллектив на какой-нибудь офисной работе, смысл ансамбля – это не просто команда, группа. Когда люди способны без какого-то лидера, руководства со стороны и инструкций существовать  и принимать решения на площадке, – это уже художественная категория», - рассказывает Ольга. 

Ольга вызывает из зала 10 человек, которые прошли ее тренинг пару дней назад. Юноши и девушки выходят на середину аудитории и… начинается волшебство! В полной тишине, общаясь лишь одними глазами, ребята передвигаются по помещению, одновременно замедляя и ускоряя шаг, синхронно падая на пол и так же синхронно поднимаясь. В течение 10 минут участники тренинга демонстрируют зрителям не просто командную работу, а работу единого механизма, в котором каждая шестеренка с точностью до секунды знает, что ей нужно делать. По окончании этого немного «шаманского» представления без слов зал взрывается аплодисментами – почти так же одновременно, как действовали подопечные Ольги Лапиной. 

Вопросами тела, организма актера на фестивале «заведует» балетмейстер, старший преподаватель кафедры хореографии Самарского Института Современного Искусства и художественных коммуникаций Павел Николаевич Самохвалов. Его уникальная авторская методика «Археология тела» получила у участников самые положительные отзывы. Сам Павел Николаевич рассказывает о тренинге следующее: 

«Возникает вопрос, насколько мы знакомы с собственным телом и насколько это тело является нашим собственным, а не взглядом других людей, наших преподавателей или родителей на наше тело. Лишь через осознанную работу с фокусом внимания мы что-то узнаем про свое тело – как оно работает, как образуется движение, откуда происходит и куда уходит. За четыре дня работы в рамках фестиваля мы с участниками взаимно обогатились. Я считаю, что осознание собственного тела и налаживание диалога с ним необходимо не только актеру, но и каждому человеку».

Интересную методику под названием «Вокальянс» предложил освоить участникам фестиваля практикующий режиссер и театральный педагог Владимир Волков. Эта методика направлена на развитие актерской органичности и сценического обаяния. На финальном показе мастер решил продемонстрировать то, как актеру следует освобождаться, раскрепощаться.

Актеры выходят на середину зала, садятся на колени и обхватывают свое тело обеими руками, крепко сжав пальцы. По сигналу мастера они начинают читать знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть…», одновременно пытаясь вырваться из своей «смирительной рубашки». На каждый толчок тела приходится одно слово из монолога – постепенно всё помещение наполняется громким гулом. Интересно, что к практике Владимир Волков привлек всех участников и слушателей, оставшихся в зале, – предложенное им упражнение можно выполнять и сидя. К тренингу присоединилась даже представитель администрации Петроградского района Марина Валентиновна Миронова.

«Интерес администрации Петроградского района, в частности сектора молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями, был в том, что фестиваль придумали ребята. «Мастер-Фест» - это детище Театра Нового Зрителя «СИНТЕЗ». Эта идея идет от молодежи, это их потребность, они готовы ее воплощать. Наша задача – только поддержать эту идею, помочь с реализацией. Здесь собирается очень разноплановая публика -  студенты театральных вузов, непрофильных вузов, творческие люди, артисты любительских театров, но главное – это молодежь, за ними будущее!» - поделилась Марина Валентиновна. 

Завершился финальный показ вручением участникам сертификатов о прохождении тренингов и мастер-классов  фестиваля «Мастер-Фест». Кроме того, каждый участник увез с собой новенькую методичку от организаторов фестиваля, в которой описаны все авторские методики, упражнения и советы мастеров. Улыбки молодых ребят и их горящие глаза, которые остались запечатленными на гигабайтах общих фото, говорят о том, что в следующем году они вернутся – и вернутся уже совершенно другими, более профессиональными, более осознанными представителями одной из самых сложных и загадочных профессий. 

Текст:Юлия Севостьянова.

Фото: Фестиваль "Мастер-Фест" https://vk.com/classfest.

Поделиться в соцсетях