Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики

В среду, 3 февраля, в Музее Фаберже открывается первая в России большая выставка работ мексиканской художницы Фриды Кало. Город+ пообщался с куратором и узнал, что из себя представляет выставка и на что обратить внимание.
22:00 вт, 02 февраля, 2016

"Порой я спрашиваю себя: не были ли мои картины скорее произведениями литературы, чем живописи? Это было что-то вроде дневника, переписки, которую я вела всю жизнь... Мое творчество — самая полная биография, которую я смогла написать", - так о своем творчестве говорила мексиканская художница Фрида Кало (1907-1954). Её полотна – это живописная летопись событий: автобус, на котором ехала Кало, столкнулся с трамваем (девушка получила многочисленные переломы и повреждения внутренних органов), бесчисленные операции (из-за болей в спине Фриде приходилось носить металлический корсет), знакомство с художником-муралистом, политическим деятелем Диего Риверой, свадьба, его измены, расставание и вновь женитьба, выставки в Нью-Йорке и Париже, осложнения беременности, выкидыш и аборты.

Фото: А. Шарова/Город+

Эти и другие факты, потом полуправды и мифы о художнице стали распространяться в конце XX века, когда началась повальная "фридомания". От части славу художница приобрела благодаря феминистским арт-деятельницам. Подлил масло в огонь в 2002 году байопик Джулии Тэймор о Фриде, где роль художницы исполнила Сальма Хайек. Со временем её имя обросло таким количеством небылиц, что создался уже новый самодельный образ художницы.

Фото: А. Шарова/Город+

"Мы же старались максимально придерживаться настоящей истории, хотели показать работы Фриды, чтобы стало понятно, что этот миф растет не на чем-то придуманном, ненастоящем, а имеет питательную богатую почву – её искусство, её силу. Мне кажется, выставка наглядно это показывает. Здесь представлены её ранние работы, когда она только-только начала рисовать, но которые уже свидетельствовали о её немалом таланте. Затем постепенно мы показываем все этапы развития её творчества, заканчивая работой, которая была создана в год её смерти, где очевидно, что стиль её письма изменился, где понятно, что она не может писать как раньше, но по-прежнему сохранила волю к творчеству и до конца оставалась самой собой", - отметила куратор первой большой ретроспективы Фриды Кало в Петербурге, заместитель заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Екатерина Лопаткина, говоря о том, как организаторы подошли к выставке, к фигуре самой Кало и, конечно, её творчеству.

Источник изображения: пресс-служба Музея Фаберже. Репродукция картины Фриды Кало "Солнце и жизнь" (1947). Галерея "Arvil"

По словам искусствоведа, первая большая ретроспектива Фриды Кало в России сделана максимально привлекательной и максимально доступной – она должна как можно подробнее рассказать "о том, кто такая была Фрида, почему именно её искусство важно, а не то, что было создано вокруг неё. Нам хотелось более классического исторического подхода".

Источник изображения: пресс-служба Музея Фаберже. Репродукция картины Фриды Кало "Портрет доньи Роситы Морильо" (1944). Музей Долорес Олмедо

На выставке представлены 35 работ – живопись, рисунки, литография, более 100 фотографий, платья той эпохи и документальный фильм, дающий представление о мексиканской действительности той поры. Здесь представлены "Портрет Алисии Галант" (1929) – согласно надписи на обратной стороне холста – первое произведение Кало, "Портрет доньи Роситы Морильо", картина "Моя кормилица и я", "Больница Генри Форда". Самой известной картиной, представленной на выставке, стала "Сломанная колонна", по словам куратора, – манифест стойкости и силы духа.

Екатерина Лопаткина также выделила картину "Несколько царапин". Репортаж в газете о женщине, убитой мужем на почве ревности, стал толчком к созданию этой работы. В свою защиту на суде он говорил: "Всего-то несколько царапин!" Фрида пишет её после того, как узнает об измене Риверы. "Картина интересна тем, что кроме изображения кровавой сцены, художница нанесла пятна красной краски на раму, тем самым делая нас соучастниками этого преступления", - отметила искусствовед.

Фото: А. Шарова/Город+

В 1984 году полотна Фриды Кало были объявлены национальным художественным достоянием Мексики. По законам страны, одновременно покидать её пределы может не более 10 картин. Работы, собранные для первой ретроспективы в Северной столице, были доставлены на четырех самолетах. Как отметила Екатерина Лопаткина, были привезены все работы, которые были доступны. После окончания картины будут отправлены обратно в Мексику – в Музей Долорес Олмедо, галерею "Arvil" и в частную коллекцию Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы. Единственное, что не удалось привезти – это гипсовый корсет, расписанный Фридой.

Ажиотажа подобного тому, что творился на недавно прошедшей в Москве выставке Валентина Серова, куратор не ожидает, заметив, что Серов – "это наше все", Фрида же – художник на любителя. Однако она надеется, что данная ретроспектива положит начало для последующих выставок и последующего знакомства с её творчеством.

Фото: А. Шарова/Город+

"Во всем мире Фриду выставляют давно: в контексте с современными художниками, с художниками её круга, её времени. Поскольку в России большой ретроспективы не было, её было сложно выставлять в контексте, так как толком оригиналов публика не видела. Сейчас есть возможность с ней познакомиться, так сказать выучить азбуку, а потом уже можно составлять более сложные предложения. Фрида Кало повлияла на многих художников, многие заимствовали приемы из её работ", - отметила Екатерина Лопаткина.

Ретроспективы мексиканской художницы с успехом проходят последние 20 лет в крупнейших музеях мира. Впервые выставка Кало прошла в Эрмитаже в 2015 году – на выставке одной работы был представлен "Автопортрет с обезьянкой" (1945). "Автопортрет с обезьянкой" - невиннейшая вещь, живописная и красивая. В Эрмитаже она была выставлена недалеко от портретной галереи Романовых, что позволяло нам говорить о ней как о живописце, говорить о её, может быть, суховатом, слишком детальном стиле. На этой выставке много вещей, которые обычно называют шокирующими и сложными для восприятия, но на самом деле это вопрос к нам самим: "Насколько мы готовы принять другое? Насколько мы готовы видеть что-то болезненное или травмирующее?" Если у нас большое сердце и "насмотренный" глаз, то я думаю, ничего травмирующего в работах Фриды Кало нет. Она – классик", - сказала куратор.

Фото: А. Шарова/Город+

Ограничения для посещения выставки Фриды Кало 18+ Лопаткина не считает проблемой: "Возрастные ограничения – это рекомендация родителям. На Баскове стоит ограничение 6+, но я бы не решилась своего 6-летнего сына вести на Баскова, а Фриду Кало он знает, с творчеством её знаком благодаря мне. Так что, это не проблема, это вопрос грамотного комментария сопровождающего взрослого".

В 2017 году Государственный Эрмитаж планирует показать выставку мексиканских художниц, показать в том числе Фриду в контексте авторов её времени. "Мексика – очень интересная страна для искусства первой половины XX века. В собрании Эрмитажа есть мексиканские художники. Мы планируем показать вещи как из собрания музея, так и привезти многие из других коллекций", - подытожила искусствовед.

 

Выставка "Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики" проходит в Музее Фаберже (набережная реки Фонтанки, дом 21). Продлится с 3 февраля по 30 апреля 2016 года. Время работы ежедневно, кроме пятницы, с 10:00 до 20:45.


Материал подготовила Александра Шарова

Поделиться в соцсетях