Метаморфозы страха от Альфреда Хичкока

К 115-летию со дня рождения признанного маэстро саспенса Альфреда Хичкока РНБ проводит миникинофестиваль его картин. Какие фильмы и почему были включены в программу фестиваля, Городу+ помогла разобраться автор цикла, киновед Светлана Сливинская.
12:00 ср, 10 сентября, 2014

13 августа исполнилось 115 лет со дня рождения признанного маэстро саспенса Альфреда Хичкока. К этой дате Российская национальная библиотека с 12 сентября по 3 октября проводит миникинофестиваль "Психология страха: к 115-летию со дня рождения Альфреда Хичкока". Какие фильмы и почему были включены в программу фестиваля, Городу+ помогла разобраться автор цикла, киновед Светлана Сливинская.


 

Источник изображения: vk.com

Имя Альфреда Хичкока прежде всего ассоциируется с жанрами "саспенса" и "триллера". Он мастерски завладевал и удерживал внимание зрителей, погружая их в свои фильмы, делая их непосредственными участниками описываемых на экране событий. От его картины "Головокружение" (Vertigo, 1958) у зрителя действительно кружится голова, а в фильме "Окно во двор" (Rear Window, 1954) зритель вместе с главным героем, прикованным к инвалидному креслу из-за сломанной ноги и вынужденным от скуки подсматривать в бинокль за соседями, становится свидетелем убийства.

В книге французского режиссера новой волны Франсуа Трюффо "Хичкок/Трюффо", которая стала результатом 52-часовой беседы двух режиссёров, автор пишет, что "кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики на экране, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы оказываются не в состоянии заигрывать с соседкой... и т.д."

Самые известные свои фильмы Хичкок снял в Соединенных Штатах, куда он переехал в 1939 году после того, как в Великобритании прекратилось производство фильмов. Многие его фильмы были удостоены премии "Оскар". Хичкок и сам пять раз номинировался, однако ни разу не был награжден статуэткой Американской академии киноискусств как "лучший режиссёр". "Вечно шафер и никогда не жених", - говорил режиссёр про свои непростые отношения с "Оскаром".

Источник изображения: vk.com

В рамках миникинофестиваля "Психология страха: к 115-летию со дня рождения Альфреда Хичкока" будут показаны самые известные картины мастера. Киновед Светлана Сливинская, занимавшаяся отбором фильмов, рассказала, почему были выбраны картины "Ребекка", "Боязнь сцены", "Головокружение", "Птицы" и "Завороженный". "Основная тема нашего кинофестиваля - это психология страха, и мы хотели показать это ощущение со всех сторон. Нам также хотелось показать временное состояние, показать картины разных периодов. К сожалению, мы ограничены во времени, поэтому пять фильмов - это максимальное количество, которое мы сможем показать. Скрепя сердце было решено не включать "Психо", поскольку картина неоднократно показывалась. Мы собрали самые ценные картины, чтобы показать талант этого замечательного мастера, показать его работу с построением кадра, монтажом и цветом, когда он работал в цвете".

Фильм "Ребекка" (Rebecca, 1940) стал первым американским фильм, ознаменовавшим успешное появление Хичкока в Голливуде. Экранизация одноименного романа Дафны дю Морье принесла режиссёру премию академии за лучший фильм.

Источник изображения: vk.com

Через пять лет Хичкок снимает фильм "Завороженный" (Spellbound, 1945) с Грегори Пеком и Ингрид Бергман в главных ролях. В "Завороженном" режиссёр обращается к теме внутреннего мира преступника. Здесь его интересует не столько убийство, а убийца, точнее – его подсознание. Сцена сна в картине поставлена при участии Сальвадора Дали. "Картина посвящена психологии Фрейда. "Завороженный" - это одна из ранних работ Хичкока, и как раз в то время Фрейд входил в моду", - отметила Светлана Сливинская.

Достигнув статуса голливудского классика, Хичкок на некоторое время возвращается в Англию. Там он снимает свой, пожалуй, самый легкий для восприятия детектив – "Боязнь сцены" (Stage Fright, 1950). Англия оказывается для него тем местом, где его не одергивают и не ограничивают продюсеры и где он волен делать все, что пожелает. В результате чего и появляется этот обаятельный в отсутствии привычного хичкоковского саспенса детектив про английскую богему, предлагающий зрителю головоломки в духе Агаты Кристи. По словам киноведа, роль Марлен Дитрих в этом фильме является одной из самых замечательных в ее карьере. "Вслед за этим фестивалем мы планируем фестиваль, посвященный Марлен Дитрих. А поскольку материала у нас много, а времени мало, мы решили обязательно показать эту картину", - рассказала Сливинская.

В 1958 году мистер Хич, как его называли в Америке, снимает свой magnum opus"Головокружение". Немногим голливудским режиссерам удавалось передать такую тревожность и напряжение, как это сделал Хичкок в этой картине. Используя такие технические трюки, как приближение и удаление камеры, режиссёру удалось передать боязнь высоты главного героя, которая помешала ему спасти своего коллегу и вынудила переквалифицироваться из полицейского в частного детектива.

Источник изображения: vk.com

Самым страшным фильмом режиссёра стала картина "Птицы" (The Birds, 1963). Выдвинутый на "Оскар" за визуальные эффекты фильм насыщен сценами страха и ужаса, который испытывают жители спокойного прибрежного городка Бодега Бэй, ставшего жертвой необъяснимой атаки птиц. При создании "Птиц" Хичкок прибегнул к методу комбинированной съемки: одновременно в кадре появлялись настоящие и механические птицы.

В 1979 году Американский институт киноискусства наградил его премией "За достижения всей жизни". А незадолго до своей смерти Королева Елизавета II наградила его Орденом Британской империи и рыцарским титулом. На голливудской Аллее Славы есть звезда с именем режиссёра.

Источник изображения: vk.com

В 2012 году в прокат вышел фильм "Хичкок", где роль мастера триллера исполнил Энтони Хопкинс. Фильм рассказывает о истории создания картины "Психо" (или в другом переводе "Психоз", Psycho, 1960). Несмотря на то, что реакция критиков была сдержанной, публика была ошеломлена фильмом – люди толпились у касс, пытаясь купить билет. Ажиотажа добавил и "особый указ" Хичкока, не разрешающий входить после начала сеанса. Имя Нормана Бейтса после выхода фильма стало нарицательным, а сцена в душе стала классикой мирового кинематографа.

Хичкок говорил, что для него единственным способом избавиться от страхов было снять о них фильм.

 

В рамках программы "Психология страха: к 115-летию со дня рождения Альфреда Хичкока" будут показаны:

12 сентября, 18:00 - "Ребекка"

13 сентября, 15:00 - "Боязнь сцены"

26 сентября, 18:00 - "Головокружение"

27 сентября, 15:00 - "Птицы"

3 октября, 18:00 - "Завороженный"

Адрес: Новое здание Российской национальной библиотеки (Московский пр., 165)

Поделиться в соцсетях