Анненкирхе: три века запутанной истории

Корреспонденты Города+ прошли весь храм, поднялись к куполу, чтобы узнать и понять, какие следы на здании и его истории оставили минувшие эпохи.
16:58 пт, 12 октября, 2018

Здание по адресу Кирочная, 8 всего за одно столетие побывало и храмом, и кинотеатром, и рок-клубом. В октябре исполняется 239 лет со дня освящения церкви. И хотя только пару лет назад Анненкирхе снова вернула себе статус лютеранского прихода, точкой отсчета принято считать именно 1779 год. Основные вехи истории этого необычного места - в нашем материале.


 

Здание Анненкирхе со стороны Кирочной улицы производит странное впечатление. Крест на фасаде не оставляет сомнений – это храм. Но у входа стоят стенды под афиши о выставке, а на прямоугольной верхней части будто не хватает какой-то большой вывески. И ведь она там действительно была: большие буквы «Спартак» зазывали зрителей к экрану еще 30 лет назад.

После вида отреставрированного фасада внутренние помещения с черными обгоревшими и облупившимися стенами застают врасплох. Впрочем, как и планировка. Храм, встречающий римскими колоннами и большой парадной лестницей, весьма необычен. Но объясняется все просто - эта часть здания была сильно перестроена в 30-е годы. Кирха после революции разделила судьбу многих храмов России. Ее служители были или расстреляны, или сосланы в лагеря, а в здании решили сделать кинотеатр. Для нужд дирекции и зрителей требовались дополнительные помещения под кассы, подсобки, кабинеты. Фасад с Фурштатской особо не изменился, а вот со стороны Кирочной - его стало не узнать. Бывшую церковь расширили, пристроили холл и лестницу, которая вела на второй этаж, где поместили буфет. Уже в 1939 году в перестроенное здание вошли первые зрители, а в молельном зале вместо алтаря появился экран. Однако эти перемены стали не последними в долгой истории кирхи. 

Немецкий квартал вокруг Анненкирхе

Здание по проекту архитектора Юрия Фельтена открыло свои двери для прихожан в 1779 году. Однако, название Анненкирхе появилось на карте города намного раньше. В 1704 году так называлась первая церковь для лютеран, выстроенная в Петропавловской крепости. Потом приход переехал в район Сытного рынка. Спустя какое-то время центром духовной жизни для лютеран стал район Литейного проспекта. Именно здесь сначала организуют службы на дому, потом появится деревянное здание, затем мазанка, и наконец - каменный храм. Землю для кирхе между Фурштатской и Васильевской улицами выделили не случайно.

«Дело в том, что тут недалеко располагались литейные дворы, на которых изготавливали пушки и ядра. А ведь многие литейщики были немецкого, датского и голландского происхождения и исповедовали лютеранство. Они селились поблизости от Литейного, и таким образом в этой части города сложилась своеобразная немецкая слобода», - рассказал диакон Евгений Раскатов.

С возведением храма изменилось и название улицы – в честь кирхе Васильевская стала именоваться Кирочной. С ее стороны в здание входили служители церкви, им не требовались дополнительные помещения в храме, которых так не хватало дирекции кинотеатра. Кабинет для пастыря, его квартира, классы воскресной школы — под эти нужды приход приобрел отдельное здание на углу от храма. Рядом располагался и доходный дом, построенный на пожертвования, где сдавались в аренду квартиры. Состоятельный приход вел большую социальную работу. В том числе, при храме содержали  и обучали детей-сирот, а также спасали от улицы «падших женщин», которым помогали освоить ремесло - швейное дело. Здесь готовили семинаристов, а рядом организовали училище Святой Анны (Анненшуле). Лютеранское сообщество построило и больницу на Литейном проспекте, которая впоследствии была названа в честь известного прихожанина кирхе - доктора Карла Раухфуса.

«По сути приход занимал почти целый квартал и делал огромную работу. Причем помогали вне зависимости от вероисповедания. Выставки и концерты, которые мы проводим сейчас, не сравнятся с той реальной работой, которую проводили в те годы», - считает диакон Евгений Раскатов.

От храма к кинотеатру

Храм в центре квартала с большим молельным залом был сердцем духовной жизни для многих лютеран. Службу в кирхе могли единовременно посетить полторы тысячи человек. И все же в воскресный день священники вели подряд несколько служб. Ведь до 1917 года численность прихода превосходила 12 тысяч прихожан. По заведенной традиции они приходили на службы со стороны Фурштатской, пересекали ротонду и выбирали место внизу или на хорах, которые двухъярусным поясом огибали зал. Все помещения занимали десятки скамей. Алтарь был расположен напротив входа в глубокой нише. А на противоположной стороне на балконе стоял изготовленный немецкими мастерами и специально привезенный в Петербург орган. К слову, позволить себе такой инструмент или со вкусом выполненную внутреннюю отделку приход смог благодаря именитым и состоятельным прихожанам. В церковных книгах встречаются упоминания семейства ювелиров Фаберже и астрономов Струве - основателей Пулковской обсерватории. Прихожанами здесь также были: художник Карл Брюллов, путешественник Николай Миклухо-Маклай, ученый и педагог Петр Лесгафт, доктор Карл Раухфус.

Когда службы в приходе после революции прекратились, зал пустовал недолго. Нишу под алтарь перестроили для плоского экрана, убрали нижний уровень балконов, оставив только верхнюю галерею, орган увезли в Дом Радио. Кинозрители, в отличие от прихожан, входили со стороны Кирочной (улица стала именоваться в честь Салтыкова-Щедрина) через кассы в новом холле. Все помещения оформили в римском стиле. А над парадной лестницей разместили панно «Восстание Спартака».

В это же время лютеране продолжали молиться, проводили крещения, отпевания, но частным порядком, на дому. Тайком собирались возле радиоточек, чтобы слушать трансляции с богослужений из храмов соседней Финляндии. В 50-х годах, когда после смерти Иосифа Сталина объявили амнистию, некоторые пастыри вышли на свободу из лагерей. С их возвращением и послаблениями от властей, стали снова проводиться публичные богослужения. В Петербурге они возобновились в конце 70-х.

Аренда под службы и борьба за храм

С началом перестройки и распадом Советского союза лютеране вернулись в храм. В 1992 это все еще был кинотеатр, и верующие просто на общих правах арендовали на несколько часов его зал, чтобы провести службу. Так продолжалось до 1998 года, пока экран не уступил место сцене, и здесь организовался рок-клуб с тем же названием - «Спартак». На концертах в Анненкирхе выступали группы «Король и шут», «Гражданская оборона», «Ленинград», «НОМ». А когда-то тихий зал для молитв стал танцполом для дискотек.

«Я бывал тут на концертах в конце 90-х и в 2000-х. Тогда и не подозревал, что это было изначально здание храма. Все было сделано под римскую стилистику, соответствовало названию. Только позже кто-то рассказал мне историю этого места», - поделился пастор Евгений. 

Когда здание заняли музыканты, лютеране потеряли возможность проводить здесь службы даже на правах аренды. Но в это же время активисты начали тяжбу, и в 2002 году суд постановил, что храм должен вернуться верующим. Когда клуб выезжал, случился пожар. Крыша была разрушена, фасад и внутренние помещения почернели от копоти и облупились. И хотя здание было передано церкви, приход здесь сразу не появился. 

Только спустя восемь лет город вновь вернулся к решению судьбы разрушенного храма. Из бюджета выделили средства на ремонт фасада и восстановление крыши. Но внутренние помещения остались без ремонта. После завершения работ храм снова, уже во второй раз, передали верующим. Так 24 декабря 2013 года состоялось первое богослужение.

Современная часовня в старом храме

Приходу в наследство досталось здание с фасадом, но практически без коммуникаций и со следами разрушения и пожара внутри. Так уж вышло, что часовня, в которой сегодня регулярно идут богослужения – это как раз часть советской «перепланировки». Буфет времен кинотеатра и бар времен рок-клуба отремонтировали своими силами, провели отопление, а в круглые окна поместили витражи, иллюстрирующие Ветхий и Новый Заветы. Теперь здесь собираются прихожане. Официальных членов общины чуть менее сорока, но на службы сюда регулярно приходят еще около 100 человек.

Помимо верующих, храм с непростой историей и полуразрушенными интерьерами каждый месяц посещают более 5 тысяч человек. Атмосфера Анненкирхе привлекла художников и музыкантов несколько лет назад, еще до появления здесь постоянного прихода. Пастор Евгений легко может вспомнить самые первые выставки «Человек как материал», «Старухи», «Страх».

Потом количество заявок стало только увеличиваться. Было понятно, что нужно организовать отбор. В помощь для пастора прихожане с художественным образованием организовали небольшой комитет. Сейчас они помогают выбирать, что ценно с точки зрения искусства и уместно для показа в кирхе. И это необязательно события на сугубо христианские темы. Главное, чтобы выставка или концерт не противоречили нормам морали, не призывали к ненависти или ксенофобии.

Кроме того, в часовне проходят курсы, а в молельном зале - концерты. Даже заброшенную лестницу, ведущую на балконы и чердак, использовали под выставки и камерные концерты. Кстати, художников можно понять, путь наверх сам напоминает арт-объект. Решетка на лестнице оригинальная - авторства архитектора Фельтена, который создавал также ограду для Летнего сада. А на облупленных стенах заметны несколько слоев краски: голубая (со времен кинотеатра) и красная (в наследство от рок-клуба).

Сегодня Анненкирхе не пустует, здесь проходят до 30 постоянных событий: уроки, курсы, кинопоказы. Средства, вырученные за них , идут на оплату расходов и на проект реставрации здания. «Двадцать лет назад многие церкви были в таком же состоянии, и никого это не привлекало. А сейчас мы попали в моду на заброшенные здания. Но она пройдет, а мы не хотим остаться с таким храмом. Поэтому по будущему проекту планируется полная реставрация. Но думаю, что есть вариант законсервировать несколько колонн в таком состоянии. При этом нужно найти правильный баланс. Если сейчас джазовые концерты вполне уместны, то после полноценного восстановления помещений это будет уже несколько иначе», - пояснил пастор Евгений.

По его оценкам, проект реставрации обойдется примерно в шесть миллионов рублей. Согласно нему, богослужебный зал снова будет выполнять свою роль, а вход туда будет с Фурштатской (сейчас он забаррикадирован). Часть здания со стороны Кирочной станет местом для молодежного центра и арт-пространства. «Не знаю, как в итоге получится, главное не мешать правильному течению жизни. На саму реставрацию приход своими силами деньги не соберет. В тех же темпах, с помощью выставок и концертов, нам удастся собрать нужную сумму, может, только через 100 лет. Но, когда проект будет готов, мы станем участвовать в конкурсах на грант, обратимся в КГИОП и начнем искать средства на полное восстановление храма», - рассказал Евгений.

Вернуть первоначальный вид, как это было задумано еще Фельтеном, теперь уже невозможно. Тем более помещения, появившиеся с советской перестройкой, очень нужны для проведения событий и организации работы в приходе. Но все же одну знаковую деталь во внешний облик храма прихожане хотели бы вернуть в самое ближайшее время. Дело в том, что когда здание переделывали под кинотеатр, крест заменили обычным шпилем. А после пожара у города хватило средств только на потолок для большого зала, новую металлическую конструкцию взамен деревянных стропил и перекрытие крыши. И символ тогда не вернули. 

Скоро, 27 октября, Анненкирхе исполнится 239 лет со дня освещения. К этой дате приход объявил сбор на изготовление и установку навершия, шара и креста. Прихожане и просто те, кому небезразлична судьба храма, верят, что этот подарок кирхе можно сделать объединив усилия. 

Текст: Р. Ильясова/Город+
Фото: Е. Степанов/Город+
Поделиться в соцсетях