В кольце блокады: как петербургские учреждения культуры пережили войну

В обзоре Города+ собраны истории трех учреждений культуры и науки, которые сумели пережить блокаду и помочь жителям осажденного города.
11:49 ср, 09 мая, 2018

Образ блокадного Ленинграда - не только обстрелы, 125 грамм хлеба и люди, трудившиеся на предприятиях на пределе своих сил во благо города. Это еще и культурная жизнь, которая поддерживала в жителях надежду на мир и светлое будущее. В обзоре Города+ собраны три истории петербургских учреждений культуры и науки, которые даже в самые тяжелые годы блокады продолжали свою работу.


Ботанический сад Петра Великого

Один из старейших ботанических садов России и отдел Ботанического института имени В.Л. Комарова подвергался в годы блокады серьезным обстрелам. Рядом был бункер командующего Балтийским флотом Владимира Трибуца, поэтому часть снарядов попадала в сад. Сегодня, кстати, на несущих конструкциях оранжерей еще можно увидеть следы от осколков.

Так, за одну ночь 1941 года замерзли все крупные тропические растения. Сотрудники сада еще неделю боролись за жизнь уникальных экземпляров, но остановка работы котельной усугубило ситуацию. Не помог даже перенос растений в старое здание музея. Сотрудникам удалось спасти только маленькие экземпляры, корневища, ростки и семена. К примеру, Николай Курнаков, ученый-садовод, который жил на территории сада, перенес к себе часть коллекции суккулентов и спас их. Все свободные поверхности в помещении он заставил горшочками с растениями, так что у него остался только узкий проход к обеденному столу.

Однако садоводам и научным сотрудникам приходилось думать не только о сохранении фондов, но и о помощи городу. Работала библиотека, выпускались книги, действовала постоянная выставка о лекарственных и ядовитых растениях, а также сотрудники постоянно ездили с выездными выставками по госпиталям и воинским частям. Велась работа по просвещению населения: например, военных консультировали по вопросам маскировки боевой техники на местности. Кроме того, около шести гектаров площади сада занимали огороды, где выращивалась рассада и сырье для фармацевтического производства. Так, среди растений была наперстянка, которая помогала при лечении нервной системы. Также в то время садоводы выращивали цветы: букеты дарили пациентам больниц и госпиталей. А уже в последние блокадные годы стали украшать цветами клумбы города.

С 1943 года сотрудники работали над восстановлением коллекции. В небольших оранжереях, которые уцелели после обстрела, собирали семена, споры, проращивали и высеивали растения. Вся эта кропотливая работа помогла в возрождении сада уже после войны.

Сейчас в Ботаническом саду действует тематическая экскурсия – петербуржцам рассказывают, как сад пережил блокаду, и показывают «растения-ветераны».

Театр музыкальной комедии

Этот театр известен как единственный коллектив, который работал в городе все годы блокады без остановки. Артисты выходили на сцену почти каждый день: давали спектакли и концерты. И, даже если постановки прерывались на время бомбежек, спектакль всегда доигрывался до конца.

24 декабря 1941 года в соседнее с театром здание попала бомба, были повреждены все коммуникации. А уже 25 декабря артисты вышли на сцену пустовавшего в то время Театра драмы им. А.С. Пушкина (сегодня - Александринский театр) и сыграли спектакль. Во время бомбежек зрители и артисты прятались в специальное убежище. На спектакли невозможно было купить билет, стояли очереди в кассы. Часть билетов выдавались фронтовикам, люди меняли хлеб на возможность попасть в театр.

Актеры и сотрудники театра приходили на работу каждый день, потому что нужно было не только играть на сцене, но и дежурить на крыше, бороться с фугасными бомбами. В блокадные зимы, известные своими морозами, температура в зале иногда не поднималась выше 8 градусов тепла.

«В зале сидят в полушубках и тулупах, а на сцене - женщины с обнаженными плечами в легких платьях. Актрисы стояли за кулисами, закутанные  в теплую одежду, а когда надо было выходить на сцену, они скидывали пальто и выбегали к зрителям с фразой: «Боже мой, как жарко!», – рассказывает руководитель литературно-драматургического отдела театра Марина Годлевская, которая по крупицам собирает воспоминания о тех временах.

В таких условиях коллективу удалось выпустить 16 премьер. Костюмы шили из штор, а реквизит собирали всем миром. Помимо выступлений в стенах Александринки бригады театра ездили на линию фронта, выступали в госпиталях. И даже проводили новогодний праздник для детей блокадного Ленинграда с угощением и танцами.  Считается, что артисты оперетты умеют все: играть, петь, танцевать. А в годы блокады они доказали, что «легкий» жанр еще и помогает вселять надежду и веру в победу.

Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных

Городской Дворец творчества юных (тогда - Ленинградский Дворец пионеров имени А.А. Жданова) открылся в Аничковом дворце в феврале 1937 года. Для него ничего не жалели – ни средств, ни материалов, ведь это был подарок всем детям города. На призыв председателя совета содействовать строительству откликнулось 228 предприятий, сотни научных работников, деятели искусства и техники, тысячи рабочих участвовали в его строительстве. Дворцу было подарено 50 роялей, 500 музыкальных инструментов, 7 тысяч книг, костюмы, современное оборудование и многое другое. Однако 1 сентября 1941 года Дворец впервые не открыл свои двери для воспитанников. 

Уже через месяц – в октябре 41-го - здесь расположился госпиталь на 1000 коек. Парадные залы Дворца были совершенно для этого не предназначены. Окна, забитые фанерой, холод, один титан с горячей водой на всех. Врачи делали, что могли. Сюда привозили раненых, сюда же обращалось гражданское население. Всю блокаду здесь работала библиотека. Так, из дневниковых записей заведующей Асты Пашкевич видно, что работа по сбору и каталогизации не прекращалась даже в таких тяжелых условиях: в книгах нуждались и госпиталь, и жители города. 

К апрелю госпиталь был расформирован, а уже 17 мая 1942 года Ленинградский Дворец пионеров возобновил свою работу. Педагоги ходили по домам, искали своих воспитанников. Открыли двери без флагов, транспарантов и привычных афиш, так как Дворец был объектом повышенного внимания немецких летчиков. Как городской лагерь проработали всё лето. Педагогам удавалось в таких условиях отвлечь, немного подкормить ребят и помочь в их развитии. 

Памятными событиями в жизни Дворца стали не только новогодние елки, но и школьный выпускной в июле 1942 года. На тот момент было мало выпускников в городе, и всех решили собрать вместе. Одна из участниц того торжественного вечера Ольга Петрова, выпускница 1942 года, вспоминает этот день: 

«Попали в другой мир. Встречает музыка, в зале паркет натерт до блеска, кружатся девочки с девочками (мальчиков почти нет). В торжественной обстановке вручают аттестаты. Всё как в мирные времена. Затем концерт артистов оперетты и торжественный обед. У каждого прибора лежит подарок – книга и … настоящие пирожные. Их и немного хлеба унесли домой угостить родственников. После обеда праздник закончился. Начался обстрел района». 

Уже в сентябре 1942 в кружки и секции записалось 500 детей. Сначала открылся отдел художественного воспитания, затем в 1943 году – отдел техники, и в 1944 году – спортивный отдел. А в 1945 году в Ленинградском Дворце пионеров снова занимались 10 тысяч детей. 

Всю войну танцевальный ансамбль воспитанников дворца под руководством педагога Аркадия Ефимовича Обранта выступал перед фронтовиками. Всего ребята дали 3 тысячи концертов. Одно из выступлений состоялось 9 мая 1945 года на Дворцовой площади.

 

Фотографии предоставлены Театром музыкальной комедии, музеем Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных. Взяты из архива Ботанического сада/botsad-spb.com 

Текст: Р. Ильясова/Город+

Поделиться в соцсетях